80 офисов в 5 странах
Россия, Украина, Казахстан, ОАЭ, Канада

Маркировка сигарет и табачной продукции

290 ФЗ от 4.06.2016 г. (изменения в 54 ФЗ от 2016г.)

Обязательная маркировка сигарет и табачной продукции: как подготовиться, как работает ИС МОТП, что такое Data Matrix, какое нужно оборудование для маркировки, почему стоит вступить в эксперимент...

2019 год принесет очередные новшества для производителей и ритейла. Начнут маркироваться 10 групп товаров. Перечень товаров отражен в Распоряжении Правительства от 28 апреля 2018 года № 792-р.

Первыми, в данном перечне, выделены табачные изделия. Начало действия обязательного этапа маркировки табачной продукции – 1 марта 2019 года.

Требования по обязательной маркировке распространяются на ОКПД 2 код 12.00.11.

В него входит следующая продукция:

Вид/категория Наименование
12.00.11 Сигары, сигары с обрезанными концами (черуты), сигариллы (сигары тонкие), сигареты, папиросы, биди, кретек из табака или заменителей табака
12.00.11.110 Сигары, сигары с обрезанными концами (черуты)
12.00.11.120 Сигариллы (сигары тонкие)
12.00.11.130 Сигареты
12.00.11.140 Папиросы из табака или заменителей табака
12.00.11.150 Биди
12.00.11.160 Кретек

Эксперимент по маркировке табачной продукции

В период с 15 января - 31 декабря 2018 года проводится пилотный проект маркировки сигарет.

Предусмотрены следующие этапы проведения эксперимента:

  • с 15.01.2018 - в эксперименте могут принять участие производители сигарет, оптовые и розничные организации;
  • с 01.07.2018 - организации, импортирующие табачную продукцию.

Участие в эксперименте добровольное.

Этапы проведения пилотного проекта маркировки табачной продукции

Этапы проведения пилотного проекта маркировки

Как стать участником эксперимента

Для того, чтобы принять участие в пилотном проекте по маркировке достаточно заполнить заявку на участие на сайте оператора маркировки «Центра развития перспективных технологий» (Оператор-ЦРПТ).

От участников требуется очень простая информация:

  1. Название организации
  2. ИНН организации
  3. Ф.И.О.
  4. Контактный телефон
  5. Адрес электронной почты

Также предоставляется информация об адресах производственных площадок и/или складских помещений.

Для организаций розничной торговли необходимо предоставить данные о регистрационных номерах онлайн-касс и договорах с операторами фискальных данных.

Предприятиям будет предоставлен доступ к системе. Они смогут получать сгенерированные цифровые коды маркировки, видеть свой оборот табачной продукции на сайте «Оператора ЦРПТ». Бонусом для всех участников пилотного проекта маркировки табачной продукции является то, что все услуги «Оператора-ЦРПТ» предоставляются бесплатно.

Еще одним положительным моментом для участников эксперимента по маркировке сигарет является возможность наладить все бизнес-процессы по производству и\или обороту табака без риска начисления штрафных санкций.

Участие в эксперименте по маркировке

Перед тем как маркировка станет обязательной для всех предпринимателей, государство тестирует систему на всех желающих. Участие в эксперименте позволит вам внести рекомендации в нормативные документы.

В данный момент есть возможность подключиться к эксперименту по маркировке табака, лекарств и обуви.

Хотите поучаствовать в проектах по маркировке?
Оставьте контакты, и наши специалисты расскажут, как и когда это можно сделать!

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

Штрафы за нарушения правил маркировки

Штрафы за нарушения правил маркировки очень суровые. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает следующую ответственность:

Часть 3 статьи 15.12 КоАП предусматривает штраф, если произведенная табачная продукция не была промаркирована, в размере:

  • от 10 до 15 тыс.руб. для индивидуальных предпринимателей;
  • от 100 до 150 тыс.руб. для юридических лиц.

За оборот немаркированных табачных изделий предусмотрены штрафные санкции (часть 4 статьи 15.12 КоАП):

  • от 4 до 5 тыс.руб. для физических лиц;
  • от 10 до 15 тыс.руб. для индивидуальных предпринимателей;
  • от 200 до 300 тыс.руб. для организаций.

Вся непромаркированная, а значит нелегальная продукция, подлежит конфискации.


Какого эффекта ожидать от ввода маркировки?

Согласно статистических данных более 12,5 миллиардов сигарет, продающихся в год на рынке России – относятся к теневому рынку. А значит качество такой продукции не проверяется никакими контролирующими службами. Какое сырье используют так называемые «производители» нелегальных сигарет, предельное содержание вредных веществ в продукции, соответствие продукции ГОСТам – все лежит только на совести нелегалов.

Введение маркировки обелит рынок табачной продукции. Подпольные сигареты просто не смогут попасть на прилавки магазинов. Таким образом потребители будут защищены от поддельной и опасной для здоровья продукции.

Честно работающие производители сигарет, именно те, что предоставляют официальные рабочие места, уплачивающие все налоги и сборы, тоже получат пользу от ввода маркировки. С вводом маркировки на рынке будет только честная конкуренция. Уйдет продукция по заниженной стоимости, которая образуется за счет того, что не платятся налоги, не проводится контроль качества.

Выгода государства от ввода маркировки очевидна – это увеличение сборов налогов и таможенных сборов.

Как работает маркировка табака

Информация о произведенной продукции будет прослеживаться на протяжении всего жизненного цикла - от производства (импортирования) до продажи конечному потребителю в розничном магазине, либо иному выбытию, например, списанию в результате порчи.

На каждой пачке сигарет будет нанесен двухмерный код формата Data Matrix. В коде шифруется следующая информация:

  • наименование марки сигарет;
  • дата производства;
  • место производства;
  • время выработки.

Подделать или скопировать такой код невозможно. Защита от подделки обеспечивается за счет применения уникального кода проверки.

Штрихкод включает в себя код идентификации товара: индивидуальный номер товарной позиции в едином каталоге и уникальный код экземпляра товара, а также зашифрованный криптографией код проверки, генерируемый оператором системы.

Производство

При производстве сигарет изготовитель предоставляет Оператору ИС МОТП* данные об изготовленной партии продукции для ее включения в реестр продукции.

*ИС МОТП – информационная система, созданная для информационного обеспечения маркировки товаров штрихкодами Data Matrix, а также для мониторинга оборота табачной продукции.

Далее производитель направляет Оператору ИС МОТП заявку на получение кодов для маркировки. При одобрении заявки информационная система МОТП генерирует необходимое количество кодов и, не позднее, чем через 4 часа с момента получения заявки, направляет производителю список этих кодов.

Производитель преобразует полученные коды в средства идентификации.

Средства идентификации – код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода Data Matrix:

Штрихкоды наносятся на упаковки табачной продукции.

Правила нанесения кодов четко определены:

  1. При нанесении на потребительскую упаковку штрихкод должен быть размещен на нижней торцевой или боковой части.
  2. При групповой упаковке штрихкод размещается на ее боковой части.
  3. При транспортной упаковке штрихкод размещают на лицевой или боковой части.

Вот так выглядит пачка сигарет с нанесенным штрихкодом.

Также четко оговорены сроки работ с кодами. Не позднее чем через 24 часа полученные от ИС МОТП коды должны быть нанесены в формате Data Matrix на упаковки табачной продукции. Далее, не позднее через 4 часа после нанесения штрихкодов, необходимо подать сведения об этом Оператору ИС МОТП.

При передаче произведенной продукции оптовым фирмам информация о кодах маркировки указывается в сопроводительных документах – ТТН (товарно-транспортная накладная) и УПД (универсальный передаточный документ).

Дистрибьюторы-оптовики

Оптовая фирма проверяет соответствие кодов маркировки в документах и на упаковке табачной продукции. Подписанный УПД не позднее 72 часов с момента перехода права собственности на табачную продукцию направляется в ИС МОТП. В информационной системе МОТП появляется информация о новом собственнике ТП.

Для увеличения производительности оптовый сектор может использовать функцию агрегации, когда упаковки сигарет объединяются в более крупную упаковку – блоку, короба, паллеты или даже контейнеры.

Работа с такими объемами невозможна без использования ТСД – терминала сбора данных.

Совместное применение системы агрегирования и ТСД позволит оптовым организациям в краткие сроки как принимать, так и отправлять сигареты своим покупателям уже меньшими партиями.

При выборе ТСД желательно выбирать модель со встроенным 2D-сканером., так как это позволит проводить точечные проверки соответствия товаров и групповых кодов.

Розница

Когда сигареты поступают в конечную розничную торговую точку, осуществляются те же процедуры (сверка реальных штриховых кодов с документальными и направление ИС МОТП информации о смене собственника ТП).

При реализации сигарет покупателям штриховой код считывается. Система позволяет проверять подлинность кода даже в off-line режиме. Сертифицированный фискальных накопитель с поддержкой функции проверки штрихкода проверяет действительность и корректность кода маркировки. Если фискальный накопитель не может расшифровать штрихкод (например, если он поддельный), то касса не даст провести реализацию, не сформирует кассовый чек.

Если код действительный, то данные из кассового чека передаются Оператору фискальных данных (ОФД). ОФД передает код товара и код идентификации в ИС МОПТ. Штрихкод с проданной пачки сигарет выводится из оборота.

Потребитель

Каждый покупатель сигарет может проверить легальность купленной пачки с помощью мобильного приложения. Сосканировав штрихкод потребитель увидит информацию о месте производства, а также месте нахождения данной пачки в настоящий момент. Адрес магазина должен совпасть в реальным местом покупки. Если данные различаются покупатель может направить информацию о нарушении Оператору МОПТ.

Система маркировки табачной продукции лишь часть общегосударственной программы легализации и «обеления» рынка товаров. Наш ожидают глобальные изменения в качестве и безопасности продукции. Подробнее об ожидаемых новшествах в видеоматериале:

Участие в эксперименте по маркировке

Перед тем как маркировка станет обязательной для всех предпринимателей, государство тестирует систему на всех желающих. Участие в эксперименте позволит вам внести рекомендации в нормативные документы.

В данный момент есть возможность подключиться к эксперименту по маркировке табака, лекарств и обуви.

Хотите поучаствовать в проектах по маркировке?
Оставьте контакты, и наши специалисты расскажут, как и когда это можно сделать!

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

Какое оборудование нужно для маркировки табака

Организациям торговли необходимо заблаговременно подготовится к вводу обязательной маркировки табачной продукции.

Для розничной продажи сигарет необходим сканер штрихкодов, читающий код Data Matrix.

Для сверки фактических кодов маркировки в партии сигарет с тем, что отражены в сопроводительных документах на поставку от оптовика, нужен терминал сбора данных (ТСД)

Для операций по купле-продаже сигарет организациям необходимо иметь КЭП (усиленную квалификационную электронную подпись). Также необходим компьютер, на котором будут приниматься и передаваться сопроводительные документы с ИС МОТП.

Что изменится в работе розницы после введения обязательной маркировки табака?

Для участников оборота табачной продукции ввод обязательной маркировки потребует изменений в привычной системе работы.

Теперь документы на оптовую куплю-продажу сигарет будут проходить через ЭДО (электронный документооборот).

Изменяется система приемки сигарет от поставщика. Становится обязательной сверка кодов маркировки на поставленных упаковках и в УПД. Приемку сигарет можно произвести только если все коды маркировки совпали.

Меняется кассовый чек при розничной продаже сигарет. Считанная сканером штрихкода информация с пачки попадает в кассовый чек.

Организации розничного звена должны заключить договор с оператором фискальных данных о передаче в ИС МОТП информации о проданных табачных изделиях, для дальнейшего вывода продукции из оборота.